Ну что. В прошлую пятницу мы говорили про то, что такое живопись и что такое графика.

Надеюсь, у вас было время почитать хотя бы википедию про это, а так же высказывания художников и интересующихся у меня в инстаграм, и вы теперь хотя бы немного теоретически подкованы в этой области. Так вот, даже просто обратившись к википедии видишь, что люди выделяют разные подходы, определяющие что такое живопись и что такое графика.

 

В одном подходе - живопись это создание изображения посредством нанесения жидкого материала на поверхность (масло, акрил, гуашь, темпера). А графика - это когда для создания изображения используются сухие материалы (графит, уголь, мел, сангина).

Тут же возникает вопрос - куда же тогда деть пастель и акварель? да? Получается что акварель - живопись, а пастель - графика. А тушь тогда что? Особенно китайская техника живописи тушью?

 

Другой же подход опирается на различие в исполнении. Вот как сказано в википедии: "Графика в чистом виде использует белизну (цвет) фона для создания тональных градаций. Чем гуще слой красящего вещества, тем темнее данный участок картины или рисунка. Работа над рисунком ведется в направлении постепенного насыщения тона, использование белил не допускается. Напротив, в живописи белила составляют основу изобразительной техники, краска накладывается корпусно, плотно перекрывая фон, цвет которого не имеет значения. Живописец работает слоями краски, многократно проходя одни и те же участки картины, высветляя или утемняя их."

По этой классификации в разряд графики попадает не только карандаш, сангина и уголь, но и акварель. А пастель и гуашь оказываются чисто живописными техниками.

 

Третий подход говорит о том, что цвет  - это выразительное средство живописи, а графика – это доминанта линии. И тут тоже вопросы, которые звучали у нас  в обсуждении - если маслом нарисовать графичную работу, то что это – графика или живопись.

 

Все толкования достаточно спорны, и у каждого есть свои сторонники и противники. Что же из этого верно?

 

Тут надо немного отрешиться от того, что мы имеем сейчас и обратиться к истокам возникновения самих определений.

Живописью изначально называли в основном работы маслом, темперой, фрески. То есть грунтованная основа, мазки, колоризм, проработанность, многослойность, основательность…. Вот это все.

Графикой же считалась любая подготовительная и вспомогательная работа – рисунок,а также каллиграфия…и еще работа, связанная с техническими средствами воспроизведения – гравюры, офорты, печать и прочее. Графика, при том, что она закончена, могла носить условный характер, быть лаконичной, обобщенной.  Основа графики штрих и пятно, контрастирующие с фоном. «Воздух белого листа» - наиболее общий отличительный признак графики.

 

Так вот, исходя из этого, наша российская искусствоведческая наука считает, что:

Живопись – это масло, темпера, фреска, энкаустика, акрил.

Графика – это графит, уголь, сангина, цветные карандаши, маркеры, тушь (чернила), акварель.

Пограничные техники – гуашь и пастель.

А еще есть понятие – смешанные техники.  Это как раз тогда, когда акварелью пишут на холстах, например. Или смешивают маркеры и акрил.

 

 

Поэтому, как бы мы с вами не спорили на тему многослойных законченных акварельных пейзажей или работ Малевича и Кандинского, все осталось так, как было когда-то определено. К сожалению, наша наука не пересматривала определения, несмотря на то, что мастера работают разными материалами и очень по-разному.

 

Поэтому в заключении маленькое пожелание от моего папы – тем, кто хочет пересмотра понятий, самое время идти и писать докторскую по искусствоведенью. Он, если что, может быть вашим научным руководителем. И вы вместе сможете добиться внесения акварели в список полноправных живописных техник.

-

Высказывайтесь и предлагайте тему следующей образовательной пятницы.